Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Фотогалерея

Inclusion.jpgВ связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Если говорить простыми словами, инклюзивное образование – это возможность «особого» ребенка в полной мере реализовать своё право на образование, независимо от его состояния здоровья, пола, возраста, национальности. В нашем случае речь идет о создании безбарьерной среды и необходимого методического аппарата для преодоления социальной изоляции детей с инвалидностью. Без этого особые ученики не смогут реализовать целый ряд своих фундаментальных прав и свобод. 
Идея инклюзивного образования заключается в том, чтоб дети с особыми потребностями учились в школах наравне с другими детьми. При этом у всех этих детей должна сохраняться возможность учиться рядом с местом жительства.
Школа является тем окошком, через которое ребенок попадает в наш взрослый мир. И если сегодня родителям страшно, что особого ребенка обидят в школе, то исчезнет ли этот родительский страх перед жизнью, когда ему исполнится 18 лет? Ведь школа – это и есть самая настоящая школа жизни. Здесь человек обретает не только знания, но и умение общаться, ставить задачи и достигать целей. Наконец, школа учит нас быть просто людьми, понимать, сопереживать, помогать и поддерживать друг друга. 

Пр. от 27.09.2016 №1468 Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры "Об организации работы сетевого компетентностного центра ХМАО-Югры Инклюверсариум" 

В 2016 году МБОУ СОШ № 4 получила статус пилотной площадки по реализации проекта инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного округа–Югры «Инклюверсариум». Одной из целей реализации данного проекта в нашей школе является создание модели инклюзивного образования учащихся с ОВЗ, в том числе инвалидов. В складывающейся модели инклюзивного образования в общеобразовательной школе можно выделить такие компоненты, как:

  • создание нормативно-правовой базы школы для реализации проекта;
  • доступную (безбарьерную) архитекрно-пространственную среду; обеспеченность современными техническими средствами и системами, соответствующими особым образовательным потребностям детей;
  • методическое сопровождение образовательного процесса и возможность обучения по адаптированной образовательной программе, вариативность и разноуровневость содержания образования, гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств, психолого-педагогическое сопровождение;
  • личностную и профессиональную готовность педагогов к работе в инклюзивном классе;
  • социально–педагогическое сопровождение и организацию работы школьного психолого–медико–педагогического консилиума;
  • взаимодействие с родительской общественностью;
  • развитие социального партнерства;
  • подготовка детского коллектива к принятию детей с ОВЗ;
  • разработка финансового механизма для реализации проекта.
На данный момент в школе обучается 1668 детей, из них 152 ребенка (9,2%) имеют статус «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» (Рис.1), из них 25 (16%) дети –инвалиды:

рис1.png

  • Слабослышащие – 2 чел.
  • Слабовидящие – 5 чел.
  • Тяжелые нарушения речи – 41 чел.
  • Нарушение опорно-двигательного аппарата – 13 чел.
  • Задержка психического развития – 86 чел.
  • РАС – 1 чел.
  • Умственная отсталость (интеллектуальными нарушениями) – 1 чел.
  • Обучаются по общеобразовательным программам - 3 чел.
В ходе реализации проекта в помещениях школы было установлено оборудование, приобретенное Институтом развития образования, которым обладают только специализированные школы. Так же были оснащены и оборудованы профильные лаборатории:

  • лаборатория интегративных педагогических технологий инклюзивного образования;
  • лаборатория психолого-педагогического сопровождения (дефектологического сопровождения, психологического сопровождения, логопедического сопровождения);
  • лаборатория профориентационной работы;
  • лаборатория консультирования родителей.

рис2.png

Диагностический инструментарий логопедического кабинета позволяет провести скрининг всех обучающихся школы и выявить тех, кто нуждается в дополнительной помощи и коррекции.

Эффективно работает лаборатория консультирования родителей. Были проведены многочисленные консультации всеми специалистами, показывающими преимущества оборудования, результаты его использования.

В рамках реализации проекта пересмотрена и изменена работа службы сопровождения и учебно-воспитательный процесс. Доступность и индивидуализация инклюзивного образования обучающихся с особыми образовательными потребностями стало приоритетным направлением работы школы, через разработку и реализацию индивидуального учебного плана и вариативности индивидуального образовательного маршрута для различных категорий, обучающихся с ОВЗ, разработки АООП НОО и ООО для обучающихся с ТНР, НОДА. ЗПР, с нарушением слуха, и интеллектуальными нарушениями, а также СИПР.

рис3.pngДанное оборудование позволило зонировать пространство кабинетов, создавая рабочие зоны для детей с разными образовательными потребностями. Это места для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха.

Используемое нами оборудование имеет широкий спектр применения и позволяет не только работать с детьми, имеющими проблемы, но и заниматься большой профилактической работой, направленной на выявление детей группы риска.


В настоящее время на инновационной площадке школы успешно реализуются программы дополнительного образования:

  • Образовательная программа развития творческих способностей учащихся посредством вокального искусства в условиях инклюзивного образования «Эстрадный вокал»;
  • Образовательная программа развития творческих способностей учащихся «Школьная киностудия «ArtPractik»;
  • Образовательная программа спортивной подготовки дисциплина «БОЧЧА»;
  • Образовательная программа художественно-эстетической направленности «Изостудия «Волшебная кисточка»;
  • Образовательная программа спортивно-оздоровительного направления секция «Мини Футбол»
Можно говорить, что в школе складывается целостная система инклюзивной практики, ориентированная, в первую очередь, на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную среду школы, в которой успешно реализуется традиция равноправного творческого взаимодействия. 

Результатом реализации проекта «Инклюверсариум» стало создание в школе адаптивной образовательной среды, отвечающей всем современным требованиям и социальному заказу общества и родителей.
Результатом реализации практики стало создание в школе адаптивной образовательной среды, отвечающей всем современным требованиям и социальному заказу общества и родителей.
Мы являемся открытой площадкой по обмену опыта с другими образовательными организациями автономного округа, реализующими инклюзивную практику образования детей. На нашей базе системно, проводятся семинары, стажировки, курсы повышения квалификации.
Следует отметить, что проект реализуется пятый год, имеет устойчивые положительные результаты.
Мы транслируем опыт лучших практик педагогов нашей школы через методические сборники и платформу Института развития образования.

Презентация «Школа №4 как площадка по реализации проекта «Сетевой компетентный центр инклюзивного образования ХМАО-Югры «Инклюверсариум»

Методические сборники

Методические рекомендации по организации деятельности Инклюверсариумов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Материалы научно-практического семинара «Формирование готовности педагогов к работе в условиях инклюзивной образовательной среды школы» для педагогов общеобразовательной МБОУ СОШ №4 – площадки по реализации регионального проекта «Инклюверсариум»:

Мастер-класс педагогов-дефектологов:

Мастер-класс Интеллект-карта Презентация интеллект-карты

Мастер-класс педагогов-психологов:

Личностная готовность участников образовательного процесса в рамках инклюзииПрезентация Личностная готовность

Мастер-класс учителя-логопеда:

Мастер класс Кинезотерапия